Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
1.1 Понятие «дистанционное обучение»
До недавнего времени такие понятия, как «дистанционное обучение» и «заочное обучение» практически не разделялись. Однако, в настоящий период дистанционное обучение (ДО) подтвердило собственную важность и нужность. В педагогическом сообществе доказано, что у дистанционного обучения (ДО) неплохие возможности реализации преподавания на основе компьютерных технологий. Однако всё ещё остается актуальным вопрос: ДО - это технологическое новшество или это специфическая форма обучения? Этот вопрос является весьма серьезным, так как от понимания его зависит подготовка педагогов к работе в системе ДО. На данный момент различными учеными предоставлены следующие определения понятия «дистанционное обучение»:
Андреев А.А. в своей книге дал такое определение дистанционного обучения (ДО) – «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».[3]
В книге Полат Е.С. определяется дистанционное обучение (ДО) как «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность». [20, 56]
Группой специалистов университета МЭСИ дистанционное обучение определяется как «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения».[24]
Различия ДО и традиционного обучения наблюдаются только в форме подачи материала, форме взаимодействия учителя и учащихся между собой. Основные дидактические принципы дистанционного обучения (ДО) такие же, как и любого иного преподавания, однако принципы построения ДО иные, они являются характеристическими для данного типа обучения, вследствие того, что построены на иной форме преподавания, используют информационную среду Интернета - чаты, форумы, почту и видеоконференции. Специфичными чертами ДО являются: его пластичность, т.е. возможность разложить курс обучения на различные фрагменты; изменение роли преподавателя; разделенность субъектов учебного процесса расстоянием; преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя; использование современных специализированных технологий и средств обучения и т.д.
Если сравнивать дистанционное обучение (ДО) и традиционное обучение, то получается, что дистанционное обучение (ДО) рассматривается как новая ступень развития традиционного образования. В ней применяются информационные технологии, основанные на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники. [12, 48]
И.В.Роберт в этой связи замечает: «оснащенность индивидов компьютерными средствами объясняется тем, что всеобщее общественное развитие, специфика которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общего производства является сбор, обработка, передача, использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена».
Компьютеризация образования рассматривается в настоящее время как новая, передовая область педагогического знания.
Особой областью научно-прикладных исследований является дистанционное обучение (ДО) с применением информационно-коммуникационных технологий. Зачастую эта форма обучения преподносится под термином «Дистанционные образовательные технологии». В отношении них следует отметить, что не дано какого-либо конкретного описания, что понимается под этим понятием. «В Федеральном законе от 29.12.2012г. №273- ФЗ О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий дано следующее определение: «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». Также дается ещё одно определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
1.2 Достоинства и недостатки дистанционного обучения
Изначально дистанционное обучение воспринималось как вынужденная мера, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся школ, начиная с младшего школьного возраста. Подобные методы работы выбирают родители не только для детей с ограниченными возможностями здоровья или желающих получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь. Многие используют дистанционные обучение для получения дополнительного образования.
Дистанционное обучение предпочитают одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации, а также дети из религиозных семей или семей, принадлежащих раз личным общинам, которые не воспринимают школу как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.
Таким образом, можно говорить о растущей потребности дистанционного взаимодействия, начиная с первых этапов обучения. На данный момент существует много работ авторов, подробно изучающих дистанционное обучение (А.А. Андреев, Е.С. Полат, В.В. Вержбицкий, А.М. Долгоруков и др.). Наибольшее внимание уделяется его внедрению и развитию в высших и средних специальных учреждениях (В.Г. Домрачев, Н.Ю. Найденова и др.). Дистанционные системы обучения реализуют принцип доступности образования и предоставляют возможности:
• взаимодействия учеников, учителей и родителей;
• получения дополнительного образования и творчества;
• информационно-методической поддержки учащихся;
• возможности создания образовательных групп и групп по интересам;
• организации олимпиад, конкурсов;
• коммуникации с другими образовательными учреждениями и обмена опытом;
• оптимизации процесса обучения;
• более эффективной подготовки к ЕГЭ;
• упрощения схемы оценки знаний;
• непрерывности процесса образования педагогов;
• снижения ресурсных затрат.
Плюсом дистанционных образовательных технологий является то, что они весомо дополняют и расширяют традиционные формы организации образовательного процесса.
• Подобная форма освоения материала возможна для включения в программу на любом из имеющихся уровней образования.
• Использование дистанционных технологий связано с улучшением технического оснащения общеобразовательного учреждения.
• С помощью технологий дистанционного обучения осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а также консультирование, проведение дискуссий, тестирование знаний и навыков.
• Обучение посредством дистанционных образовательных технологий могут получать дети-инвалиды, нуждающиеся в обучении на дому.
• Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса.
• График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
• Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
• Сохранение педагогического опыта. Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться. [17]
Принято считать, что дистанционное обучение представляет собой формальный перевод традиционной системы представления учебного материала в электронный вид: достаточно преобразить литературу и учебники в вид, позволяющий обмениваться ими при помощи сети Интернет, и тогда процесс перевода будет завершен.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс способствует повышению квалификационного уровня учителей, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности учащихся, обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий. Также следует отметить возможность одновременного обучения большего числа учащихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность. Безусловно, еще есть куда стремиться. Для распространения практики использования дистанционных технологий необходимо проводить форумы, совещания, общественные обсуждения по данному направлению среди представителей администрации образовательных учреждений, педагогов и родителей (законных представителей) учащихся. Также необходимо разработать мотивационный механизм для руководителей общеобразовательных учреждений. [19, 245]
Преимуществом дистанционного обучения является и то, что специальная учебная среда позволяет учителю вести каждого ученика. Важной такой учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ученика: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работе, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.
Для стимулирования внедрения информационных технологий в образование необходимо эффективное перераспределение финансирования на приобретение компьютерной техники для общеобразовательных учреждений региона и обеспечение широкополосным высокоскоростным Интернетом. Таким образом, удастся обеспечить поддержание уже достигнутых результатов в сфере развития дистанционного образования и достичь новых. [25]
Но не стоит забывать, что внедрение дистанционного образования сталкивается и с рядом проблем. Прежде всего, это проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения, ведь он должен владеть всем арсеналом навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологиями.
Преподавателю необходимо формировать культуру общения в сети. Все это требует достаточно серьезной подготовки.
То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.
1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.
Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.
1. Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
2. Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
3. Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
4. Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
5. Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.
Немаловажным является также создание учебно-материального обеспечения дистанционного обучения. Готовые дистанционные курсы стоят достаточно дорого. Встает вопрос о создании собственных дистанционных курсов, а это уже выливается в огромные временные затраты.
При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.
Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей. Однако чувствуется недостаток в исследованиях и методических разработках, направленных на организацию дистанционного обучения в средней и начальной школе. [16, 68]
Первая – финансирование. На сегодняшний день государственной программы внедрения дистанционных технологий очень мало. Хотя на местном уровне такие программы могут действовать.
Вторая – методическая. Отсутствие понятия о том, как это реализовать и кого привлечь. Если в школе теперь обучаются все дети, включая одаренных и детей с ОВЗ, то программы ДО должны быть адаптированы. А значит, нужно провести огромную работу по определению целевых категорий, диагностике их обученности и потенциала. После этого – выбрать и проанализировать электронные образовательные ресурсы или разработать свои, внедрить их, проводить мониторинг и вносить корректировки. Это, безусловно, сложно, долго и требует определенных знаний. [23]
Третья – техническая. Для функционирования системы нужен высокоскоростной интернет, обеспечение технической поддержки, соответствующее оборудование и программное обеспечение.
Часто проблемой является и жесткий временной режим: дети должны моментально получать задания и отправлять их выполненными, не теряя времени, так как у педагога ограничен временной ресурс для работы. Учителя начальной школы отмечают низкую мотивацию учащихся: в режиме Skype дети часто отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия. Это плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше, чем при традиционном обучении (начальная школа – 8 часов в неделю, средняя школа 10–11 часов в неделю, старшие классы – 12 часов в неделю, а на урок отводятся стандартные 40–45 минут). Это серьезная проблема, решение которой может значительно повысить эффективность дистанционного обучения. [21, 17]
Но, несмотря на трудности реализации, без применения дистанционных технологий невозможно представить школу уже в настоящее время.
1.3 Роль участников дистанционного образовательного процесса
Участниками дистанционного обучения являются: учитель, ученики, родители. Ведущую роль в организации дистанционного обучения играет учитель, именно он выбирает один и двух подходов организации ДО.
В основе первого подхода под дистанционным обучением понимается обмен информацией между участниками процесса (педагог, ученики) с помощью электронных сетей, других телекоммуникаций.
Доминантой второго подхода является интеграция информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение может проходить синхронно, т.е. в режиме онлайн (вебинар, видеоконференция), так и асинхронно, когда ученики могут просмотреть обучающие сюжеты или другие информационные материалы в удобное для них время. Такой формат работы позволяет учителю расширить границы очной формы обучения, при этом опираясь на все традиционные способы взаимодействия между учителем и учащимися. [14, 28]
Обратимся к Таблице 1 и рассмотрим, как учитель может взаимодействовать с учащимися.
Таблица 1. Способы предоставления элементов занятий учащимся
Элементы занятий Способы предоставления информации учащимся Учебный материал Пересылается учителем по электронном почте в архивированном файле; размещается на образовательном сайте учреждения, используется личный сайт педагога; также информационным полем выступают сервисы Google, Якласс, Учи.ру, Яндекс учебник, учителем организуется работа с помощью веб – квестов со ссылками на необходимый материал в Интернете, а также применение группы в социальных сетях, чаты через мобильные приложения.(WhatsApp, Viber); во время проведения вебинара, видеолекции учитель объясняет материал. Диагностический материал Учитель и ученик обмениваются по электронной почте всевозможными тестами, контрольными заданиями; учитель размещает диагностический материал на образовательной платформе; во время конференции или в индивидуальном порядке учитель задает вопросы участникам образовательного процесса. Наглядность Во время обучения учитель использует наглядный материал в виде графиков, диаграмм, презентации, также проводит виртуальную экскурсию по интернету.
Кроме того, нужно отметить, в ходе дистанционного обучения особое внимание уделяется индивидуальным особенностям обучающегося, умением мотивировать себя, осознанием необходимости образовательного процесса.[22,644]
Ученик является центральным элементом, на его развитие и благополучие направлена деятельность всей системы дистанционного обучения. Ученик должен принимать активное участие в построении собственной образовательной траектории. В рамках школьного дистанционного обучения сложности могут возникнуть у детей начальных классов, такое обстоятельство неслучайно, оно определено возрастными особенностями детей в данный период. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности - учебная деятельность, у детей не всегда получается мотивировать, самоорганизовывать, самодисциплинировать себя на предстоящую работу. В связи с данным обстоятельством, будь то традиционное или дистанционное обучение, организаторам учебной деятельности необходимо опираться и учитывать столь важный факт.
Целесообразность такого вывода определена исследованиями Д. Б. Эльконина, который выделял следующие компоненты учебной деятельности. [11, 99]
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.
Опираясь на данную классификацию, мы видим, что в основе учебной деятельности лежит мотивация, но в тоже время она и выступает проблемой для детей младшего школьного возраста. В связи с данным обстоятельством, как и в традиционной системе обучения, помощь ученикам оказывает не только учитель, но и родители. Родители – важный участник, являющийся значимым в жизни и образовании ребёнка. При этом необходимо определить для каждого участника дистанционного обучения требования, позволяющие добиться наиболее эффективного результата в процессе образовательного пути. Представим данную модель взаимоотношений в виде схемы.
Рис. 1. Требования к участникам дистанционного обучения
Опираясь на данную модель, можно сделать вывод о значимости каждого участника процесса.
Комплексный подход при организации дистанционного обучения для учащихся начальной школы, позволяет эффективно решить, как образовательные цели, так и учитывать личностные аспекты, которые в дальнейшем помогут ученику работать с огромным информационным полем.
Таким образом, анализ сущности дистанционного обучения показывает, что данная форма требует большой подготовки к урокам педагога, подготовленности учеников и обязательном участии родителей в образовательном процессе. Дистанционное обучение не может полностью заменить традиционную форму обучения, но разумное их сочетание позволит успешно решить одну из важнейших задач модернизации образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования.