6 января 2021 12:01
Количество просмотров: 982
У каждого из двенадцати великих праздников года своя тайна. Сейчас нас интересует один из величайших – тот, чье празднование тысячелетиями совершается в ночь на 7 января.
В эту святую ночь православные празднуют Рождество Христово, когда Пресвятая Дева родила Младенца, Спасителя. Родила ночью – и вот мы веселимся ночь напролет.
Под елкой оставляем подарки маленьким детям. В память о том, что Новорожденному явились поклониться “волхвы с востока”, и принесли эти таинственные первопоклонники Младенцу дары: золото, ладан, смирну.
Согласно церковному канону, за две недели до 7 января богослужения начинают строится таким образом, что ход их как бы предвосхищает празднование пришествия в мир Сына Божия. Читаются места из Ветхого и Нового Завета, толкующие о Боговоплощении.
А что и как праздновали в святую ночь на Руси раньше – за века и тысячелетия до Владимирова крещения?
7 января, а по древнему еще стилю – это будет 18 студеня.
День этот называли днем Дажьбога или днем Дажьбожьим. А главное величальное имя Дажьбога – Спас. Еще его называли Свет Миру и Солнце Истинное.
Дажьбог испокон ведом всем народам русова корня. Ему поклонялись не одни только восточные славяне, но и славяне западные (он у них назывался Дакбог), а также южные (они его звали Дабог). И всюду его знали как бога распинаемого и воскресающего.
Хотя 18 студеня именовали днем Дажьбога, более всего славили в этот день Рода и Рожаниц. Пекли пироги роженицам. Носили гостинцы повивальным бабкам: блины и каши. Где праздник сохранился по старинному чину и до сего времени, так и называют его: Бабьи Каши. Веселые торжества начинались в ночь на 7 января и продолжались “до белу свету”.
Причем за две недели до этого справляли иной, как бы предуготовляющий праздник. Канон его был такой: волхвы приготовляли дары и с этими дарами отправлялись как бы в некое путешествие. А чтили за две седьмицы до дня Дажьбожия трех: Деву Златогорку, Ладу и Богумира. И символами их были, соответственно: золото, ладан, смирна.
Так совпадают христианский обычай, которому следуем и теперь, – и древний ведический канон. И в точности та же самая дата праздника. И соотносятся все ключевые частности... Как если бы существовало некое вечное братство священнослужителей, превысшее исторических различений. Братство, передающее от самого праистока неущербно чин праздника...
Есть, впрочем, и некоторые существенные различия. Причем они все могут быть сведены к следующему. На что старинный канон лишь прикровенно указывает как на ожидаемое, грядущее, имеющее свершиться – то нынешний обычай открыто прославляет как уже совершившееся. И видим обе стороны порубежья. День Дажьбога – праздник-Чаяние. Светлое Рождество Христово – праздник-Похвала.
Источник и продолжение >>>